Андрей Тюняев
Богу богово, а кесарю кесарево – так будет говорить батюшка тем людям, которые не понимают и не приемлют творящуюся в стране социальную несправедливость. А другой служитель культа будет говорить в утешение: бог терпел и нам велел. А третий священник ещё что-нибудь вспомнит или придумает…
Самое поразительное, что всё это на протяжении великой истории нашей многострадальной страны мы уже проходили.
Под многовековой христианской оккупацией, обслуживающей кровные интересы самодержавия, представленного исключительно нерусскими царями и царицами. Страна была крепостнической, дикой, по улицам гордо ходили толстопузые попы, сами никаких постов не соблюдавшие, зато обучавшие долготерпению и без того терпеливый русский народ. А в 1905 году провокатор царской охранки поп Гапон вывел задавленных нищетой и безысходностью рабочих под пули жандармов.
Хватая душами свинец,
Мы кровью вынесли закон:
Церковный пастырь, нас, овец,
Вёл на заклание Гапон.
Страну о церковь растоптав,
Сверкая ликами икон.
Прося для паствы светских прав,
Вёл на заклание Гапон.
Устал царёвый пулемёт.
Утих земли российской стон.
Отец Кирилл овец ведёт –
Туда, где резал их Гапон.
Посмотрим на современную Россию.
Здесь в одной только сфере образования, сфере, поистине стратегической, за годы реформ были сознательно сделаны три шага к пропасти.
Первый шаг к пропасти – это целенаправленное уничтожение профессионально-технического образования. С каким самозабвением господа реформаторы довели дело до такого состояния, что в России сегодня днём с огнём не сыщешь токаря-универсала или столяра-краснодеревщика! Вполне здравое предложение Путина возрождать рабочую аристократию натолкнулось на стену иронии комментаторов в Рунете: мол, поздно боржом пить, когда печень отвалилась…
Второй шаг к пропасти – это сознательное разрушение и осуществление деградации фундаментального школьного обучения и вузовского образования.
Что такое закрыть 25 тысяч сельских школ? Это убить 25 тысяч сёл. Потому что умные и дальновидные люди с детьми в таком селе не останутся, уедут.
А что такое заменить фундаментальную систему образования, по праву считавшуюся лучшей в мире, повсеместным разгадыванием наскоро слепленных головоломок под названиями ЕГЭ, ГЕА и прочими аббревиатурами имени министра образования и науки Фурсенко? Ответ ясен.
Далее. Как и следовало ожидать, пореформенная Россия – при всём изобилии платных вузов, многие из которых созданы на базе советских техникумов – уронила планку высшего образования. И это заметили не только мы с вами. Вот вполне авторитетный международный рейтинг. В сотню лучших вузов мира не вошёл ни один российский! Ни один.
А люди-то в стране остались. И дети есть.
Вот «ради них», наших будущих граждан, власть одобряет очередной шаг к пропасти.
И здесь всё закольцовывается.
Чтобы современные российские дети, наши будущие граждане, не понимали, что фактически происходит в некогда великой державе, чтобы меньше задумывались о вопиющей социальной несправедливости – степени такого расслоения общества нет ни в одной стране! – так вот, чтобы не задумывались лишний раз и в будущем не протестовали, им принудительно подсовывают религию. И не где-нибудь – в школе. Изучайте и радуйтесь, что вы ещё вообще что-то изучаете и пока не платите за воздух, которым дышите.
Прессу называли четвёртой властью. Сейчас я бы назвал её мощным промежуточным звеном между властью и народом. Общаясь с гражданами, зачастую очень авторитетными, журналисты регистрируют их тревогу.
Обращаюсь к выкладкам из различных российских СМИ. Вот что справедливо тиражируется в последние дни и недели.
Дискуссии о том, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии, велись с начала 2000-х годов. Точку в спорах в июле 2009 года поставил президент Дмитрий Медведев. Он поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести эксперимент в ряде регионов. В течение двух лет в 21 регионе России прошли эксперименты, теперь новый курс введут по всей стране. В феврале правительство России утвердило план мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики" во всех общеобразовательных учреждениях страны. На выбор предлагаются курсы по основам традиционных для России религий - православия, ислама, иудаизма, буддизма. Кроме того, есть «модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками», и основы светской этики. Однако в Ингушетии все дети изучают историю ислама. Получается, выбор напрочь отсутствует.
- Решение о повсеместном введении курса основ религиозных культур и светской этики — большая ошибка, - заявил «МК» директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург. - Во-первых, в таком многонациональном и поликонфессиональном государстве, как наше, надо не делить классы на разные конфессии, а учить тому, что всех объединяет. Выбор же конфессии — дело семьи и частной жизни человека. Во-вторых, квалифицированных кадров, способных тонко преподавать эти предметы, нет, и никакие кратковременные курсы тут не помогут. В третьих, преподавать курсы вроде «Основ мировых религий» или «Великие книги человечества» о Библии и Коране надо не в 4-м классе, а много позже — старшим школьникам…
Тревогу российской общественности разделяют даже высшие чиновники ведомства Фурсенко.
- Ключевой проблемой остается и методическое сопровождение курса, - сказал куратор проекта, замглавы Минобрнауки Максим Дулинов. - Да и перегибы в ходе преподавания имеют место. В том числе уход от культуроведческого подхода к религиозному.
А по мнению главы общественного совета при Минобрнауки Виктора Лошака, говорить о готовности к введению нового курса всех школ можно с большой натяжкой, и гораздо лучше было бы продлить пилотный режим еще на год.
Невозможно не согласиться с теми специалистами и общественными деятелями, которые считают нынешнее решение очень опасным. Оно может родить массу проблем на ровном месте, и в первую очередь - привести к росту напряжения, чего в нашей жизни и так хватает.
Я согласен с теми, кто утверждает, что агрессивное укрепление религиозной составляющей в светской стране хуже прямого вторжения.
НАТОвскую армию человек видит. А этого опасного социального самоуничтожения человек не видит. Ввели новый предмет? Ладно, пусть будет, хуже не будет, куда ещё хуже…
Короче говоря, у нас в советское время были учебные заведения, которые давали народу знания, позволяющие хоть в космос лететь.
А сейчас наших детей и внуков будут учить тому, как свечки правильно держать. И падать ниц перед вымышленными святыми.
Я против этого. Категорически.
Андрей Тюняев,
главный редактор газеты «Пенсионер и общество», главный редактор газеты «Президент», академик АФН и РАЕН, член Союзов писателей и журналистов России, лауреат Литературной премии имени А. П. Чехова